logo
Административно-территориальное деление России, его изменение с течением времени. Проблемы и перспективы изменения деления страны

Реформирование административно-территориальной организации местного самоуправления.

Нижний, третий, уровень власти в России занимает местное самоуправление. В начале XXI века в стране существовало три модели его территориальной организации. В 47 субъектах РФ местное самоуправление осуществлялось в пределах административно-территориальных границ крупных городов и районов, в 8 - в границах сельских округов и посёлков и в 22 субъектах, где эти подходы сочетались, применялась двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления. Оставшиеся 12 субъектов РФ вообще не имели системы местного самоуправления. В ряде субъектов её заменяло территориальное общественное самоуправление в границах городских и сельских населённых пунктов или государственное управление на местном уровне с участием выборных представительных органов.

Необходимость развития институтов местного самоуправления и создания единой для всей страны системы территориальной организации местного самоуправления обусловила принятие Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По данному закону территория субъекта РФ разграничивается между городскими и сельскими поселениями. В состав сельского поселения входит один или несколько населённых пунктов, объединённых общей территорией. Территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения по России, могут быть отнесены к межселенным территориям. Также в состав поселений не входят города, наделённые статусом городского округа. Поселения и межселенные территории входят в состав муниципальных районов. В городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) создаются внутригородские территории.

На всей территории России данный закон вступает в силу лишь с 2009 года, но в 46 субъектах РФ он действует уже с 1 января 2006 года. В них создано более 24 200 муниципальных образований.

Основной проблемой реализации территориальной реформы местного самоуправления является определение административно-территориального статуса городов. Сегодня для них существует возможность выбора из двух альтернатив: стать городским округом или городским поселением. Крупные города, таким образом, станут городами областного или республиканского подчинения, а небольшие - самостоятельной частью муниципального района. В связи с этим возникает проблема наличия у прилегающих к городу - городскому округу муниципальных районов достаточной для их самостоятельного функционирования социальной, транспортной и иной инфраструктуры. С другой стороны, недопустимо и понижение статуса таких крупных городов, как, например, Ставрополь, как это предлагало сделать руководство Ставропольского края до составной части муниципального района. В отношении центров субъектов РФ в настоящее время даже рассматривается законопроект о создании в них внутритерриториальных городских муниципальных образований с передачей функций общегородского управления на уровень субъекта РФ.

Другой проблемой является установление во многих случаях границ городских округов так, что это не оставляет им территорий для развития. Между тем по закону в состав территории поселения должны входить территории традиционного природопользования населения этого поселения, рекреационные земли, земли для его развития. Остаётся неясным вопрос и о пригородных территориях, на которых расположены дачные участки и зоны отдыха горожан.

Также трудности вызывает формирование межселенных территорий. К примеру, южная часть Новокузнецкого района Кемеровской области - плотно застроенная территория с развитым сельскохозяйственным производством, городами и посёлками, северная - почти незаселённая горно-таёжная местность. Между тем, формирование межселенных территорий на севере района невозможно, поскольку район в целом не относится к малонаселённым. Вытекающий из положений закона обязательный (даже против воли населения) порядок образования сельского поселения из населённого пункта с численностью жителей более 100 человек при его удалённости или труднодоступности также может привести к существенному росту общего числа экономически и организационно слабых муниципальных образований.

Заключение.

Проведение первого упорядоченного административно-территориального деления России связывают с Петром I, который разделил страну на 8 огромных губерний. В дальнейшем количество губерний увеличивалось, пока Екатерина II не разделила страну на 42 примерно равные по количеству населения административно-территориальные единицы. В дальнейшем (на протяжении XIX века) при относительной стабильности административно-территориального деления лишь увеличивалось разнообразие существовавших административно-территориальных единиц. В 1923 - 29 и 1957 - 65 годах были осуществлены попытки административно-экономической регионализации страны.

Утрата управления в высшем звене управленческой структуры и спонтанный процесс горизонтальной интеграции регионов обусловили создание федеральных округов. Они являются уникальной российской надстройкой над высшим звеном административно-территориального деления страны.

Процессу объединения сложносоставных субъектов РФ способствует наличие у них общей инфраструктуры, однако препятствием для его осуществления является утрата титульными народами округов своих национальных автономий. Предлагаемое объединение сильных и слабых экономически субъектов РФ обеспечит, по мнению одних, их самодостаточность, а, по мнению других, не оставит при существующих сейчас межбюджетных отношениях ни одного не дотационного региона и вызовет ещё большую поляризацию регионального развития.

Проблемами реализации территориальной реформы местного самоуправления являются вписывание крупных городов в структуру территориальной организации местного самоуправления и сложность организации межселенных территорий в малонаселённых местностях.

Список использованной литературы.

1. Административно-территориальное деление и введение в проблему муниципальных финансов http://lab.obninsk.ru/goroda/04-4.php

2. Большинство властной элиты России считает неэффективным существующее административно-территориальное деление http://region.adm.nov.ru:8080/web/web.pressday.show?AWhat=2&Aid=242750

3. В разработке - процесс объединения регионов:: Информационно-аналитическое агентство МиК http://old.iamik.ru/15607.html

4. Виктор Черноус: "Игнорирование этнических принципов деления России может привести к серьезным проблемам" - Нацбез.Ру http://www.nacbez.ru/ethnic/print-article.php?id=631

5. Вопросы реформирования территориальной организации местного самоуправления http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2004/vestniksf246-26/vestniksf246-26050.htm

6. Геополитическое положение России и ее административно-территориальное устройство http://www.ostu.ru/vzido/resurs/ecogeogr/7.htm

7. Госдума может разрешить субъектам рф забирать полномочия у муниципалитетов региональных столиц MCPL. RU - сервер информационной поддержки реформы местного самоуправления http://www.mcpl.ru/news/2006/10/20/31/

8. Закон о местном самоуправлении с 2006 г в полном объеме применяется в 46 субъектах РФ. MCPL. RU - сервер информационной поддержки реформы местного самоуправления http://www.mcpl.ru/news/2006/10/20/32/

9. Интеграция регионов - от дискуссии к делу…:: Информационно-аналитическое агентство МиК http://old.iamik.ru/14981.html

10. Киров - столица Чувашии? http://www.allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={93E1E745-C4D7-4879-81BF-424B923293A6}&HN_ID=2

11. Научный подход к формированию регионов РФ :: Информационно-аналитическое агентство МиК http://old.iamik.ru/15684.html

12. Новый вариант административно-территориального деления России: 28 губерний - Новости - Экономика и бизнес - «Вятка на сети» - информационный портал, г. Киров http://net.kirov.ru/biz/news/?nid=3839&nmonth=5&nyear=2004

13. Объединение регионов - отказники подают голос! :: Информационно-аналитическое агентство МиК http://old.iamik.ru/14968.html

14. Реформирование территориальных основ местного самоуправления http://www.dumask.ru/municipal/1/009/sem1/2/vest_227_07.htm

15. Сологубов А. Федеральный округ как организационно-территориальная основа деятельности прокуратуры Российской Федерации http://www.law-n-life.ru/arch/97_Sologubov.doc

16. Страна. Ru | Анатолий Лисицын: "При существующем административно-территориальном делении мы никогда не поднимем экономику России" http://www.strana.ru/stories/02/04/16/2740/129968.html

17. Страна. Ru | Идея объединения регионов вносит раскол в ряды губернаторов http://www.strana.ru/stories/02/04/16/2740/134212.html

18. Страна. Ru | Сергей Миронов: укрупнение российских регионов неизбежно http://www.strana.ru/stories/02/04/16/2740/137304.html

19. Страна. Ru | Ярославский губернатор перекраивает карту России http://www.strana.ru/stories/02/04/16/2740/130393.html

20. Тархов С. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет http://geo.1september.ru/2001/15/2.htm

21. Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России Институт региональной политики http://regionalistica.ru/library/articles/tarhov/

22. Туровский Р. Ф. Основные вопросы теории и практики федеральных округов: политико-географический подход Институт региональной политики http://regionalistica.ru/library/articles/rft7/

23. Туровский Р.Ф. Размышления о региональной стратегии России Институт региональной политики http://regionalistica.ru/library/articles/rft_frip/

24. Туровский Р. Ф. Укрупнить, нельзя помиловать Институт региональной политики http://regionalistica.ru/library/articles/rft23/

25. Укрупнение регионов - чьи это игры? :: Информационно-аналитическое агентство МиК http://old.iamik.ru/15505.html

26. §4 Реформа местного самоуправления: проблемы реализации http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2004/vestniksf246-26/vestniksf246-26040.htm

Приложение.

Вариант административно-территориального деления России на 28 губерний согласно Концепции, разработанной Государственным научно-исследовательским учреждением «Совет по изучению производственных сил».

1. Центральная (г. Москва, Московская обл.). Центр - Москва

2. Западная (Брянская, Калужская, Смоленская обл.). Центр - Смоленск

3. Верхневолжская (Тверская, Ярославская обл.). Центр - Ярославль

4. Волго-Окская (Владимирская, Ивановская, Костромская обл.). Центр - Иваново

5. Приокская (Рязанская, Тульская обл.). Центр - Тула

6. Западно-Черноземная (Белгородская, Курская, Орловская обл.). Центр - Курск

7. Восточно-Черноземная (Воронежская, Липецкая, Тамбовская обл.). Центр - Воронеж

8. Северо-Западная (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская обл.). Центр - Санкт-Петербург

9. Карело-Мурманская (Республика Карелия, Мурманская обл.). Центр - Мурманск

10. Северная (Республика Коми, Архангельская, Вологодская обл.). Центр - Архангельск

11. Волго-Донская (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл.). Центр - Ростов-на-Дону

12. Причерноморская (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край). Центр - Краснодар

13. Северо-Кавказская (Республики Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская республика, Ставропольский край). Центр - Ставрополь

14. Среднероссийская (Республика Мордовия, Нижегородская обл.). Центр - Нижний Новгород

15. Волго-Вятская (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Кировская обл.). Центр - Киров

16. Волго-Камская (Республика Татарстан, Ульяновская обл.). Центр - Казань

17. Средневолжская (Пензенская, Самарская, Саратовская области). Центр - Самара

18. Западно-Уральская (Удмуртская Республика, Пермская обл.). Центр - Пермь

19. Южно-Уральская (Республика Башкортостан, Оренбургская обл.). Центр - Уфа

20. Восточно-Уральская (Курганская, Свердловская, Челябинская области). Центр - Екатеринбург

21. Обско-Иртышская (Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО). Центр - Тюмень

22. Западно-Сибирская (Новосибирская, Омская, Томская области). Центр - Новосибирск

23. Южно-Сибирская (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл.). Центр - Кемерово

24. Восточно-Сибирская (Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край). Центр - Красноярск

25. Прибайкальская (Республика Бурятия, Иркутская, Читинская обл.). Центр - Иркутск

26. Приамурская (Хабаровский край, Амурская обл., Еврейская автономная область). Центр - Хабаровск

27. Тихоокеанская (Приморский край, Камчатская, Сахалинская области). Центр - Владивосток

28. Северо-Восточная (Республика Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО). Центр - Якутск