logo
Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы

2.1 Общие условия проведения предвыборной агитации

избирательный правовой предвыборный агитация

Законодательством РФ определено, что предвыборная агитация проводится любыми допускаемыми законом методами и формами.

В целом же, законодательство допускает ведение предвыборной агитации в следующих формах:

- через каналы телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

- посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Между тем, для отдельных форм агитации в процессе избирательной компании существуют свои особенности ее проведения.

Однако, в данном параграфе будут рассмотрены общие условия проведения предвыборной агитации, обязательные для применения при использовании любой из ее форм.

Как было указано ранее, финансовые расходы, на проведение агитации в процессе избирательной компании, осуществляются только за счет средств соответствующего избирательного фонда, и в строго установленном законом порядке. Предвыборная агитация за конкретного кандидата или конкретное избирательное объединение, оплачивается из средств избирательного фонда именно этого кандидата или объединения. Использование избирательного фонда другого кандидата или избирательного объединения запрещено. Однако, стоит отметить, что если предвыборная агитация проводится против кандидата или объединения, то она может быть оплачена из средств любого избирательного фонда. Таким образом, не допускается финансирование предвыборной агитации кроме как из средств соответствующего избирательного фонда, которая проводится гражданином по своему усмотрению.

Стоит отметить, что использование в предвыборной агитации высказываний физического лица относительно того или иного кандидата либо избирательного объединения допускается исключительно с письменного согласия высказывающего. Сам документ, подтверждающий такое согласие, представляется в органы избирательной комиссии вместе с иными агитационными материалами.

Законом определено, что политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного в установленном порядке кандидата, обязана не позднее чем за десять дней до дня голосования, опубликовать свою предвыборную политическую программу не меньше чем в одном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети «Интернет». При этом, публикация предвыборной программы осуществляется на предоставляемой бесплатной печатной площади и должна быть оплачена за счет средств избирательного фонда именно этой политической партии, что указывалось ранее.

Сама предвыборная агитация осуществляется только в агитационный период, начало которого определяется днем выдвижения кандидата, а окончание - в ноль часов за одни сутки до голосования по местному времени. Агитация за пределами указанного срока является незаконной.

Вместе с тем, в данном случае нельзя отождествлять предвыборную агитацию с информационной деятельностью политических партий, которая, как правило, выходит за рамки той территории, где проводится избирательная компания. Такую информационную деятельность вправе осуществлять все политические партии вне зависимости от временных критериев.

Сообщения о проведении предвыборных агитационных мероприятий в средствах массовой информации (теле- и радиопрограммы, печатные издания) размещаются только отдельными информационными блоками при отсутствии каких-либо комментариев. При этом, в такие сообщения запрещается включать оценки, высказывания предпочтений, в том числе и по времени проведения агитационных мероприятий, в отношении кандидата, избирательного объединения.

При использовании любой формы предвыборной агитации могут использоваться многообразные способы такой агитации:

- агитация в средствах массовой информации - периодической печати, на радио и телевидении;

- распространение листовок и газет с предвыборными программами и краткими биографиями кандидатов;

- личные встречи с избирателями, проведение бесед с потенциальным электоратом;

- скрытая агитация путем публикации социологических опросов, интервью и писем избирателей в поддержку того или иного кандидата.

Стоит отметить, что и сами способы предвыборной агитации, осуществляемой в той или иной форме, также весьма разнообразны. Чаще всего используются следующие

Публичные выступления в ходе выборов. В ходе публичных дебатов с несколькими оппонентами кандидат, как правило, определяет основных оппонентов и создает у избирателей представление о противнике как о лице, нарушающем основные этические правила. Главным методом борьбы с оппонентами является метод доведения до абсурда его основных идей.

Организация и проведение листовочной кампании

Организация агитации в СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет. Как правило, агитация разбивается на несколько этапов: к примеру, агитационные материалы в СМИ на этапе «обеспечения узнаваемости» должны основной акцент делать именно на имени и личности кандидата, на этапе «создания имиджа» агитация должна быть нацелена на создание и укрепление имиджа кандидата и т.д.

Наружная и уличная реклама. Использование наружной рекламы - один из самых распространенных способов доведения обращений кандидата до широкой публики.

Технология адресной агитации. Адресная агитация предполагает наличие базы данных об избирателях и ее постоянное пополнение.

Технология «От человека к человеку», которая осуществляется в различных общественных местах, например, в поликлинике, магазине, на улице и т.д.

Агитация с привлечением «известных людей». Привлечение известных людей для агитации за кандидата - один из классических способов ведения предвыборной борьбы. Например, при осуществлении предвыборной агитации в пользу кандидата в губернаторы Забайкальского края К.К. Ильковского, был привлечен известный артист и деятель И.Д. Кобзон.

Избирательная агитация на улице: посещение предприятий, образовательных учреждений, больниц, домов престарелых, мест отдыха, спортивных мероприятий и т.д.

Агитационные походы или поездки

Технология «От двери к двери». Обходы по квартирам обеспечивают личные контакты агитаторов, помощников кандидата с избирателями.

Организация массовых публичных акций: митинги, демонстрации, забастовки, пикеты, хепенинги и т.д.

Предвыборная агитация имеют свою структуру, которая представляет собой совокупность действий по распространению агитационной информации и включает в себя различные мероприятия, в которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.

Рассмотрим более подробно наиболее распространенные предвыборные агитационные средства.

Агитационные листовки - могут быть настенными, предназначенными для личного вручения, презентационными, сигнально-информационными. Настенные листовки, в свою очередь, подразделяются на ориентирующие на борьбу, биографические (изложение краткой биографии кандидата, создающей желаемый образ последнего), программные (краткое изложение программы). Агитационная листовка для личного вручения избирателям, как правило, содержит еще и полезную информацию (календарь, телефоны экстренных служб и т.д.).

Агитация посредством печатных изданий способствует формированию определенного имиджа кандидата в депутаты, для этого используются специальные выпуски газет. С одной стороны специальный выпуск газеты позволяет кратко представить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, фотографий, с другой - имеется возможность представить избирателю развернутую программу. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в депутаты в достаточной степени полно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.

Все печатные материалы, выпускаемые в период предвыборной агитации, имеют целью воздействие на избирателей, следовательно, - их оформление и содержание должно обеспечивать наилучшее восприятие издания. Однако, к подобным печатным материалам, предъявляются и специфические требования, это:

- соответствие нормам жанра,

- насыщение содержания интересной и полезной информацией: программой ТВ передач, гороскопами, расписаниями движения поездов, электропоездов, автобусов и т.д.

- в случае подачи контрастных материалов, либо материалов подаваемых в сравнении, с чем либо, разделение текста по различным позициям усиливает эффект.

Любые печатные агитационные материалы должны содержать: наименование и адрес организации, их изготовивших; наименование и адрес организации, заказавших их изготовление; информацию о тираже и дате выпуска. При этом, размещение печатных агитационных материалов на зданиях и иных объектах допускается только с согласия собственников таких помещений. В этой связи, на органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставить специальные места для размещения агитационных материалов на соответствующей территории, при соблюдении принципа равенства всех субъектов предвыборной агитации.

Вместе с тем, сами экземпляры печатных агитационных материалов до начала их размещения, предоставляются в избирательную комиссию.

Агитация направлена как на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.

Таким образом, существует множество методов и форм агитации в процессе избирательной компании. Вместе с тем, выбранные способы агитации должны учитывать местные особенности компании и действовать в строгом соответствии с законодательством.