logo
Государство и личность государя в трудах Николло Макиавелли

1. Историко-политические условия написания трудов Никколо Макиавелли

Итальянский философ и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 - 1527) вошёл в историю как искусный политик, а его имя стало нарицательным. Сегодня под макиавеллизмом в политической жизни понимается цинизм, хитрость, преобладание силы и коварства в управлении. Но чем же именно Макиавелли снискал себе подобную славу?

Сын адвоката из Флоренции, Никколо получил хорошее образование и рано начал проявлять интерес к политике и государственным делам. В 1494 г. в Италии произошло знаменательное событие, повлиявшее на дальнейшую судьбу Макиавелли. Король Франции Карл VIII в ходе очередной Итальянской войны (противостояния между Священной Римской империей и Францией) завоевал ряд итальянских городов, в т.ч. Флоренцию. Семья Медичи, правившая городом, бежала, а фактическим правителем стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола (1452-1498), выступавший за республиканское устройство и отказ от роскоши в светских и духовных кругах. Благодаря его стараниям была образована Флорентийская Республика (т.н. Вторая Республика), просуществовавшая до 1512 г. В качества парламента Республики был сформирован Большой Совет, а в качестве сената - Совет восьмидесяти. Савонарола всячески пытался обустроить во Флоренции не только демократическое общество, но и государство со строгими христианскими нравами, где богатство и корыстолюбие считались главными пороками. Активная борьба с ростовщичеством, роскошью, злоупотреблением властью, в т.ч. со стороны Католической церкви очень не понравилась богатым флорентийским династиям, желавшим восстановления олигархического правления Медичи. В таких непростых условиях Макиавелли поступил на государственную службу, назначенный Савонаролой сначала секретарём (при Второй канцелярии), а после послом (секретарь Магистрата по внешним делам и обороне). Назначение произошло незадолго до свержения его покровителя. По жалобам флорентийской знати Папа Римский объявил Савонаролу еретиком, предал аресту и казни в 1498 г. Лишившись своего правителя, Флоренция оказалась в очень сложной ситуации. Она была вынуждена бороться с Пизанской Республикой и государством Чезаре Борджиа, претендовавшими на ее земли. В то же время постоянная смена высших государственных лиц и внутренняя политическая борьба еще больше ослабляли ее. Все это привело к тому, что в 1502 г., оказавшись под практическим влиянием Франции, Флоренция была вынуждена отказаться от своих демократических достижений. Пожизненным правителем города признавался гонфалоньер справедливости (правосудия), которому подчинялся Совет синьори - высших олигархических кругов города-коммуны. Фактически устанавливалась тирания, когда игнорировались интересы ремесленников и бедняков, но сосредоточение власти в руках одного правителя позволяло в определенной мере стабилизировать внешнеполитическую ситуацию. Советником при гонфалоньере стал Никколо Макиавелли. Благодаря его политической гибкости и компетентности никто не вспомнил о том, что он еще недавно находился в лагере Савонаролы. В это время Макиавелли совершил множество дипломатических визитов, позволивших упрочить положении Флоренции на международной политической арене.

С 1502 по 1503 г. Макиавелли довелось тесно общаться с Чезаре Борджиа, знаменитым политическим деятелем и полководцем, сыном Папы Римского Александр VI Борджиа. Будучи напористым, жестоким и расчётливым, Чезаре мечтал о создании единого Итальянского государства под своим началом. С этой целью он осуществлял военные компании, заключал дипломатические союзы (прибегая не всегда к честным «правилам игры») и даже женился на сестре Наварского короля Шарлотте дАльбре. Все это чрезвычайно вдохновляло Макиавелли, который увидел в нем образ идеального правителя. Поэтому среди биографов утвердилось мнение, что в своем главном произведении «Государь» Макиавелли описывал именно Чезаре Борджиа. Вернувшись во Флоренции в 1505 г. по примеру Борджиа Макиавелли инициировал военную реформу, в результате которой Республика отказалась от наёмных войск, заменив их внутренний милицией, подчиняющейся гонфалоньеру. Благодаря этому Флоренция укрепила своё военное могущество и смогла в 1509 г. покорить Пизанскую республику.

Однако, благополучие Флоренции оказалось очень шатким. В 1508 г. началась Война Камбрейской лиги - противостояние союза правителей Священной Римской империи и правительства Венеции, которое было объявлено врагом Церкви. К 1512 г. Камбрейская (Священная) лига вытеснила из Флоренции французов, ранее поддерживавших республиканские порядки, а в 1512 г. подтвердила право Медичи на управление Флоренцией. С этого периода началась, т.н. Реставрация Медичи, длившаяся до 1527 г. Медичи торжественно вернулись в город, выплативший им контрибуцию, многие семьи - сторонники Республики бежали. Однако, Макиавелли не покинул город и 1513 г. был арестован по подозрению в заговоре. В тюрьме бывший советник Республики стойко отрицал свою вину, невзирая на пытки и угрозу казни. Поэтому он был освобождён и сослан в поместье около Флоренции, где прожил до 1520 г.

Эти годы стали временем расцвета деятельности Макиавелли - философа, писателя и политолога. Он написал целый ряд политико-философских сочинений, прозаические, поэтические и драматургические произведения. Но наибольшую известность ему принёс трактат «Государь». Макиавелли ясно видел, что декларации и действия его современников расходятся. Правители Флоренции, Священной Римской империи и пр. государств проповедовали христианскую мораль, но на деле, при решении политических проблем, опирались на насилие, действуя скорее, как варвары, нежели «просвещённые христиане». Поэтому Макиавелли пришёл к выводу, что в политике не должно быть места фарисейству: пусть лучше государством управляет циничный жестокий правитель, не скрывающий своих намерений, но способный упорядочить его экономическую, политическую и социально-культурную жизнь, чем десяток псевдогуманных, но слабых, вечно конфликтующих претендентов на власть. Он критиковал и призирал своих соотечественников - мещан и ремесленников, священнослужителей, ничего не смыслящих в государственных делах, но постоянно вмешивающихся в них. Его главным идеалом стало стабильное государство, в котором политика отдана в компетентные руки. Крепкое государство - венец общественной жизни поместилось в центре мировоззренческой концепции этого мыслителя. А ядром этой концепции выступила личность правителя. Никколо Макиавелли постоянно занимал вопрос, каким должен быть хороший правитель, какие качества необходимы эффективному политику? Откровенно симпатизируя аристократии, он обращал свои взоры не только на современников, но также изучал характер лучших правителей Древнего мира, Римской империи дохристианского периода. Все это не могло не натолкнуть его и на размышления о сущности государственной власти. Вводя в обиход термины «государство» и «государственный интерес», Макиавелли фактически разрабатывал собственную систему построения и удержания власти в государстве, которая строилась не только на теоретических умозаключениях, но и на его практическом опыте политической деятельности.

В 1520 г. правитель Флоренции Джулио Медичи снял опалу с Макиавелли, ссыльный философ был призван в город, где пять лет работал над «Историей Флоренции». В 1527 г. Медичи вновь были изгнаны из Флоренции в результате народного восстания, вызванного длительным экономическим угнетением жителей Флоренции со стороны этого семейства и папства. Это событие ознаменовалось новым витком кровопролитной политической борьбы, в результате которой Флорентийская республика прекратила своё существование. Но Макиавелли уже не суждено было стать свидетелем этих событий, т.к. именно в 1527 г. он скончался в родной деревне Сан-Кашано неподалёку от Флоренции. Современники не могли оценить всю глубину гения Макиавелли, как философа и политика, но уже спустя столетие появились первые критические оценки его творчества. С одной стороны, потомки отмечали рациональность многих его доводов о государстве, как о высшей форме организации общества и цивилизации вообще. С другой стороны, они остро осуждали отвергаемые им богословские и нравственные начала, что привело к полному запрету его трудов на протяжении многих столетий. Лишь в период Нового времени философы Просвещения обратили внимание на биографию и произведения Макиавелли, в частности на трактат «Государь». И им удалось прийти к выводу, что Макиавелли нельзя винить в жестокости, ведь он сам, как политический деятель жил и работал в период, когда идеалы гуманности еще очень слабо представлялись европейским умам. А его главной заслугой стало рассмотрение политологии как новой самостоятельной науки, отход от августинизма и зарождение западной политической мысли в состоянии близком к современному. Безусловно, взгляды Макиавелли соответствовали нравам его эпохи и не могут быть всецело взяты на вооружение в наше время, но многие его идеи заслуживают непрестанного переосмысления и применения. Поэтому мы рассмотрим их подробнее на примере трактата «Государь».